Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Речь человека – зеркало его самого». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Текст для сочинения:
(1)Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.
— (2)Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец. (3)А мать робко возражала ему:
— Старый человек… (4)Куда же ей деться?
(5)Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.
(6)Бабка спала на сундуке. (7)Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. (8)Потом будила зятя и дочь: «Вставайте! (9)Попейте горяченького чайку на дорожку…»
(10)Подходила к Борьке:
—Вставай, внучек мой, в школу пора!
— (11)3ачем? — сонным голосом спрашивал Борька.
— (12)В школу зачем? (13)Тёмный человек глух и нем — вот зачем!
(14)Борька прятал голову под одеяло.
(15)В прихожей отец ворчал:
—А куда вы, мать, ботинки дели? (16)Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!
(17)Бабка торопилась к нему на помощь:
— Да вот они, Петруша, на самом виду. (18)Вчерась уж очень грязны были, я их почистила и поставила.
(19)Отец хлопал дверью. (20)3а ним торопливо выбегал Борька. (21)На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.
— (22)Да ну тебя! — отмахивался Борька. — (23)Раньше не могла дать! (24)Опоздаю вот…
(25)Потом уходила на работу мать. (26)При этом сыпались на бабку наставления. (27)Она принимала их молча, без возражений и начинала хозяйничать. (28)Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. (29)Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу её мыслей. (30)Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:
—Так-то, голубчики мои… (31)Непросто, непросто жить на свете!
(32)Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал:
— Бабка, поесть!
(ЗЗ)Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. (34)В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. (35)Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. (36)Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее хорошо. (37)От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».
(38)Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:
— Вкусный кисель сегодня! (39)Ты ела, бабка?
— (40)Ела, ела, — кивала головой бабка. — (41)Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.
(42)Пришёл однажды к Борьке товарищ:
— Здравствуйте, бабушка!
(43)Борька весело подтолкнул его локтем:
— Идём, идём! (44)Можешь с ней не здороваться. (45)Она у нас старая старушенция.
(46)Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:
— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.
(47)А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:
— А с нашей бабушкой всегда здороваются. (48)И свои, и чужие. (49)Она у нас главная.
— (50)Как это — главная? — заинтересовался Борька.
— (51)Ну, старенькая… всех вырастила. (52)Её нельзя обижать. (53)А что же ты со своей-то так?
(54)Товарищ покачал головой:
— Чудно! (55)А стыдно-то как перед всеми, жуть!
(56) Да мы свою бабку не обижаем, – покраснел Борька. – (57) Она у нас… сыта и здорова.
(58) Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.
– (59) Бабка, – нетерпеливо крикнул он, – иди сюда!
— (60) Иду, иду! – заковыляла из кухни бабка.
—(61) Вот, -сказал товарищу Борька, -попрощайся с моей бабушкой.
(По В. А. Осеевой*)
*Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести “Динка”, “Динка прощается с детством”.
Пример сочинения 9.1:
Знаменитый писатель Лев Николаевич Толстой считал, что «речь человека – зеркало его самого». Я полностью согласен с этим мнением, так как наша речь отражает наше мировоззрение, воспитание, культуру. Если человек много читает, многое знает, то с ним приятно вести беседу, он может поддержать любой диалог. По тому, какие слова использует собеседник при разговоре, можно понять его характер, его отношение к окружающему миру. Чтобы доказать свою точку зрения, приведу примеры из текста В. А. Осеевой-Хмелёвой.
В предложениях 13, 31, 46 бабушка использует в своей речи пословицы, народную мудрость, что говорит об опытности человека. Также она очень любезно разговаривает со своими родными, употребляя слова вежливости, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «внучек, голубчики, Борюшка, Петруша». Это значит, что у бабушки доброе сердце.
А вот о внуке Борисе подобного не скажешь. В предложениях 32, 39, 43-45 он грубо называет бабушку «бабкой», ни разу не сказал он ей вежливого слова. А другу своему вообще заявил, что с бабушкой можно и не здороваться, ведь она «старая старушенция», чем очень удивил товарища. Все это свидетельствует о невоспитанности мальчика, об отсутствии уважения к пожилым людям, о его невежественности.
Таким образом, наша речь, действительно, зеркало нас самих, поэтому человеку необходимо постоянно совершенствовать себя, воспитывать в себе положительные качества.
Пример сочинения 9.2 по данному тексту
Пример сочинения 9.3 по данному тексту