Сочинение 9.2 «-Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой»

Задание 9.2:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «-Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой».

Приведите в  сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Текст для сочинения:                         

(1)Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

— (2)Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец. (3)А мать робко возражала ему:

— Старый человек… (4)Куда же ей деться?

(5)Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

(6)Бабка спала на сундуке. (7)Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. (8)Потом будила зятя и дочь: «Вставайте! (9)Попейте горяченького чайку на дорожку…»

(10)Подходила к Борьке:

—Вставай, внучек мой, в школу пора!

— (11)3ачем? — сонным голосом спрашивал Борька.

— (12)В школу зачем? (13)Тёмный человек глух и нем — вот зачем!

(14)Борька прятал голову под одеяло.

(15)В прихожей отец ворчал:

—А куда вы, мать, ботинки дели? (16)Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!

(17)Бабка торопилась к нему на помощь:

— Да вот они, Петруша, на самом виду. (18)Вчерась уж очень грязны были, я их почистила и поставила.

(19)Отец хлопал дверью. (20)3а ним торопливо выбегал Борька. (21)На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.

— (22)Да ну тебя! — отмахивался Борька. — (23)Раньше не могла дать! (24)Опоздаю вот…

(25)Потом уходила на работу мать. (26)При этом сыпались на бабку наставления. (27)Она принимала их молча, без возражений и начинала хозяйничать. (28)Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. (29)Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу её мыслей. (30)Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:

—Так-то, голубчики мои… (31)Непросто, непросто жить на свете!

(32)Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал:

— Бабка, поесть!

(ЗЗ)Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. (34)В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. (35)Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. (36)Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое, и хорошее хорошо. (37)От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

(38)Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:

—  Вкусный кисель сегодня! (39)Ты ела, бабка?

— (40)Ела, ела, — кивала головой бабка. — (41)Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здорова.

(42)Пришёл однажды к Борьке товарищ:

— Здравствуйте, бабушка!

(43)Борька весело подтолкнул его локтем:

— Идём,  идём! (44)Можешь с ней не здороваться. (45)Она у нас старая старушенция.

(46)Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:

— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.

(47)А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:

— А с нашей бабушкой всегда здороваются. (48)И свои, и чужие. (49)Она у нас главная.

—  (50)Как это — главная? — заинтересовался Борька.

— (51)Ну, старенькая… всех вырастила. (52)Её нельзя обижать. (53)А что же ты со своей-то так?

(54)Товарищ покачал головой:

— Чудно! (55)А стыдно-то как перед всеми, жуть!

(56) Да мы свою бабку не обижаем, – покраснел Борька. – (57) Она у нас… сыта и здорова.

(58) Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.

– (59) Бабка, – нетерпеливо крикнул он, – иди сюда!

— (60) Иду, иду! – заковыляла из кухни бабка.

—(61) Вот, -сказал товарищу Борька, -попрощайся с моей бабушкой.

(По В. А. Осеевой*)

*Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902-1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести “Динка”, “Динка прощается с детством”.

Пример сочинения 9.2:

Смысл финала текста я понимаю так: Борька осознал то, что он неуважительно относится к своей бабушке, после замечания друга ему стало стыдно. Герой даже назвал ее «бабушка», а не «бабка», как привык говорить. Докажу это примерами из текста.

В предложениях 43-45 Борька заявляет товарищу, что с бабушкой можно и не здороваться, называет ее «старой старушенцией». Это говорит о невоспитанности героя, о его неуважительном отношении к близкому человеку.

После того как Борьку упрекнул друг (предложения 47-55), ему стало стыдно за свое поведение, он даже покраснел. Появляется надежда, что Борька изменит отношение к бабушке.

Таким образом, люди должны проявлять уважение друг к другу, а особенно к пожилым, ведь они прожили свою жизнь, нам есть чему у них поучиться.  

Пример сочинения 9.1 по данному тексту

Пример сочинение 9.3 по данному тексту