Сочинение ЕГЭ “Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры…” (по тексту А. П. Чехова)

Примеры сочинений ЕГЭ – 2021 по тексту А. П. Чехова: “Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры…”

Исходный текст:

– (1)Что же касается меня, господа, то я всегда с восторгом встречаю оправдательные приговоры, — сказал Михаил Карлович, садовник графа N. — (2)Я не боюсь за нравственность и за справедливость, когда говорят «невиновен», а, напротив, чувствую удовольствие. (3)Даже когда моя совесть говорит мне, что, оправдав преступника, присяжные сделали ошибку, то и тогда я торжествую. (4)Судите сами, господа: если судьи и присяжные более верят человеку, чем уликам, вещественным доказательствам и речам, то разве эта вера в человека сама по себе не выше всяких житейских соображений?
– (5)Мысль хорошая, — сказал я.
– (6)Но это не новая мысль. (7)Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легенду на эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. -(8)Мне рассказывала её моя покойная бабушка.
(9)Мы попросили его рассказать эту легенду.
– (10)В одном маленьком городке, — начал он, — поселился пожилой, одинокий и некрасивый господин по фамилии Томсон или Вильсон, — ну это всё равно. (11)Дело не в фамилии. (12)Профессия у него была благородная: он лечил людей. (13)Жители города были очень рады, что Бог наконец послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что в их городе живёт такой замечательный человек. (14)«Он знает всё», — говорили про него.
(15)Но этого было недостаточно. (16)Надо было ещё говорить: «Он любит всех!» (17) В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18)Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни. (19)У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20)Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21)Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.
(22)Признательность жителей не имела границ. (23)В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.
(24)И вот этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и бешеные, однажды был найден в овраге убитым. (25)Можете же представить себе теперь ту скорбь, какая овладела жителями города и окрестностей. (26)Все в отчаянии, не веря своим глазам, спрашивали себя: кто мог убить этого человека? (27)Судьи, которые проводили следствие, сказали так: «Здесь мы имеем все признаки убийства, но так как нет на свете такого человека, который мог бы убить нашего доктора, то, очевидно, убийства тут нет и совокупность признаков является только простою случайностью. (28)Нужно предположить, что доктор в потёмках сам упал в овраг и ушибся до смерти».
(29)Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу. (30)Увидели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31)Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32)Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (33)Каких же ещё нужно улик? (34)Злодея посадили в тюрьму. (35)Жители возмущались и в то же время говорили:
– Невероятно! (36)Не может быть! (37)Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду!

(38)На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39)Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду…
– (40)Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. — (41)Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к…
(42)Главный судья хотел сказать: «к смертной казни», но выронил из рук бумагу, на которой был написан приговор, вытер холодный пот и закричал:
– Нет! (43)Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44)Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45)Человек не способен пасть так низко!
– (46)Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

– (47)Нет! — откликнулась толпа. — (48)Отпустите его!
(49)Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости. (50)Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51)Каждого!
(По А. П. Чехову*)
*Антон Павлович Чехов (1860-1904) — русский писатель, прозаик, драматург.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема веры в человека. (Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?)1. Вера в доброе начало каждого человека – то основание, на котором должно строиться отношение к человеку. Вера в человека имеет благотворное влияние на людей: она воспитывает в них великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека.
2. Проблема определения качеств врача. (Какими качествами должен обладать врач?)2. Врач – это человек, не только хорошо знающий своё дело и умеющий лечить болезни, но и любящий людей, самоотверженно относящийся к профессии.
3. Проблема признательности. (По отношению к кому люди испытывают признательность?)3. Люди испытывают признательность по отношению к тем, кто относится к ним с любовью, не жалеет для них своей жизни, переживает чужую беду как свою. Люди даже подумать не могут о том, чтобы сделать что-нибудь неприятное такому человеку.
4. Проблема значимости оправдательных приговоров. (Почему важны оправдательные приговоры? Что более весомо, когда судят человека: неопровержимость улик или вера в невиновность человека?)4. Лучше оправдать преступника, чем осудить невиновного, ведь вера в невиновность человека более весома, чем неопровержимость улик.
5. Проблема осознания цели своего труда. (Ради чего люди совершают свой ежедневный трудовой подвиг?)5. Те, кто совершает свой ежедневный подвиг, осознают цель своего труда – помощь людям, спасение чьих-то жизней.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №1: Проблема веры в человека.

Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Какое влияние имеет эта вера на людей? На эти вопросы можно найти ответы в тексте известного русского писателя Антона Павловича Чехова.

Раскрывая проблему веры в доброе начало каждого человека, автор знакомит нас с мнением Михаила Карловича, садовника графа N, который всегда с восторгом встречает оправдательные приговоры. Садовник торжествует даже тогда, когда судьи и присяжные совершают ошибку и оправдывают преступника. Это значит, что они больше верят человеку, чем доказательствам, и такая вера сама по себе “выше всяких житейских соображений”.

Михаил Карлович дополняет свои мысли легендой, услышанной им от покойной бабушки, что в одном маленьком городке в овраге нашли убитым доктора, которого все уважали и которому были признательны, ведь в “груди этого ученого человека билось чудное, ангельское сердце”. Он забывал о своей болезни, не щадил себя, когда была нужна помощь другим. Доктор пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду, ни с кого не брал денег. Судьи, проводившие следствие, пришли к выводу, что никто не смог бы убить такого замечательного человека. Расследование все же вышло на убийцу – шалопая, который пропивал докторские часы и табакерку в кабаке, а дома у него обнаружили рубаху с окровавленными рукавами и ланцет доктора. Несмотря на все улики и доказательства, этого человека оправдали, судьи не смогли вынести обвинительный приговор, они не верили, что кто-то смог поднять руку на святого человека. Никто из тех, кто присутствовал на судебном заседании, не возразил. Это говорит о том, что вера в человека имеет огромную силу.

Позиция автора такова: вера в доброе начало человека – основа любых взаимоотношений, она имеет благотворное, положительное влияние на людей, воспитывает великодушные чувства и побуждает любить и уважать каждого.

Я полностью согласен с мнением писателя. Безусловно, именно вера в людей помогает нам гуманно относиться к ближнему, помогает видеть в нем хорошие качества, учит прощать, давать человеку второй шанс. Она делает нас добрее, благороднее.

Обобщая сказанное, мы можем сделать вывод о том, что вера в доброе начало человека нам необходима. Она воздействует на каждого из нас положительно, а значит, мир в целом становится лучше, прекраснее.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №2: Проблема определения качеств врача.

Все мы хорошо знаем, что врач – это одна из самых важных и необходимых профессий в обществе. Врачи помогают людям справляться с болезнями, спасают жизни. Им доверяют самое дорогое – здоровье. А какими качествами должен обладать врач? На этот вопрос мы можем найти ответ в тексте известного русского писателя Антона Павловича Чехова.

Раскрывая проблему определения качеств врача, автор знакомит нас с мнением Михаила Карловича, графского садовника, который поведал легенду, услышанную им от своей покойной бабушки. Он рассказал об одном докторе, который поселился в маленьком городке. Доктор был “пожилой, одинокий и некрасивый господин”, но жители были очень рады, что Бог послал им человека, умеющего лечить болезни, они гордились этим и говорили: “Он всё знает!”Отличное знание медицины – одно из самых важных профессиональных качеств врача. Оно необходимо для верной постановки диагноза пациенту и назначения правильного лечения.

Далее садовник повествует, что этот замечательный доктор очень любил всех жителей городка, не жалел для них своей собственной жизни. Он сам болел, но, когда его звали к больному, “забывал про свою болезнь, не щадил себя, и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были”. Врач пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду, не брал денег. Доктор обладал такими качествами, как ответственность, внимательность к человеку. Он имел твердый, непоколебимый характер, помогал больным, облегчал их страдания, рискуя собственной жизнью, при этом ничего не требуя взамен. Он исполнял свой долг.

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что профессия врача – это благородная и гуманная профессия. Врач должен иметь не только прекрасные знания медицины, хорошо знать свое дело, но и обладать такими качествами характера, как ответственность, сострадание, смелость, трудолюбие, внимательность к человеку. Он не должен быть равнодушным к боли и страданию других людей. Врач – это не просто профессия, это призвание.

Я полностью согласен с мнением автора. Чтобы помогать другим, переживать за них, бороться за каждую жизнь, нередко рискуя своей, действительно, необходимо иметь такие нравственные качества, о которых говорит писатель в своем тексте.

Обобщая сказанное, мы пришли к выводу, что профессия врача является одной из самых трудных и в то же время важных. Она требует огромного количества моральных и физических сил, чтобы освоить серьезные знания, уметь сопереживать, не оставаться равнодушным к чужой боли.

Пролистать наверх