Сочинение 9.3 «СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ»

Текст для сочинения:

(1)Мы с моими сверстниками любили быть вместе и всё свободное время проводили во дворе. (2)Компания у нас была дружная и тесная.

(3)Однажды к нам подошёл мальчишка наших лет с мамой.

— (4)Ребятки, это ваш новый товарищ, его зовут Юрик, — сказала женщина. — (5)У вас, наверное, найдутся общие интересы. (6)Юрик любит играть в лото. (7)Кроме того, у него есть конструктор. (8)Ну, играйте, ребятишки. (9)И не обижайте мне Юрика!

(10)Мама Юрика ушла, а он остался. (11)Мы смотрели на него чуть-чуть удивлённо и даже насмешливо. (12)Вероятно, все думали, что он мог бы сам, без помощи матери, сказать, как его зовут, а просьба не обижать Юрика — обыкновенного крепкого мальчишку лет двенадцати — прямо-таки забавляла…

(13)3ато Юрик сразу завоевал расположение взрослых. (14)Домашние хозяйки из флиге­ля, пристроек и большого дома, ненадолго отлучаясь, оставляли ему ключи от комнат и квар­тир. (15)Их мужья, взрослые дочери и сыновья, возвращаясь домой, знали, что, если мать ушла в магазин, ключи у Юрика, всегда гулявшего степенно, сторонящегося шутливых потасовок и даже чехарды.

(16)Скоро о Юрике стали у нас во дворе очень много говорить. (17)Те самые домашние хо­зяйки, которые отдавали ему на хранение ключи, приготовив обед и убрав комнаты, выходили во двор в ожидании возвращения с работы мужей и детей и без устали хвалили Юрика.

— (18)Какой у вас сын, какой сын! — причитали они, завидя мать Юрика. — (19)Прямо сказать, сознательный!

(20)Мать Юрика с достоинством отвечала:

— Да, Юрик знает, что можно и что нельзя.

(21)О том, что можно и что нельзя, он, может быть, и знал, но вот сознательным его, по-моему, никак нельзя было назвать…                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         (22)Я просто сочувствовал Юрику, ничего больше. (23)Сочувствуя, играл с ним в скучное лото. (24)И даже не назвал его дураком, когда про Димку и Жигана из «Р.В.С.» Аркадия Гай­дара он сказал, что это были плохие, испорченные ребята.

— (25)Ты что?.. — я проглотил «дурак». (26)Ты что?.. — я проглотил «рехнулся». — (27)Они же человеку жизнь спасли!

— (28)А зачем было для него продукты из дома без спроса уносить? — спросил Юрик. — (29)Разве можно так поступать?

(30)Мне стало тоскливо. (31)Спорить с ним без толку. (32)Да и как доказывать то, что са­мому ясно, как день? (33)Ничего не понимает…

(34)Как-то во время весенних каникул я возвращался домой после утренника в цирке, и у ворот меня встретил Юрик.

— (35)Твоя мать приехала!

(36)Мама! (37)И не предупредила! (38)Сюрпризом!(39)Надолго ли?..

(40)Все во дворе знали, что вот уже почти год, как я не видел маму, которая рассталась с отцом и живёт теперь в Средней Азии: её новый муж, занимающий ответственную должность, был переведён туда по службе. (41) Мама много работает и пишет нечасто, и лишь однажды она прислала мне в письме свою маленькую, как для паспорта, фотографию…

(42)Я ринулся было домой, но Юрик остановил меня.

(43)Она только ушла… (44) Минут пять… (45) С твоим отцом…

-(46)Куда?

— (47)На Чистые пруды, на лодке кататься. (48)Тебе туда велели идти, как придёшь! (49)Я полетел на бульвар. (50)Сердце рвалось из груди от бега, неожиданности и счастья.

«(51)Мама и папа пошли вместе на пруд. (52)3начит, помирились… (53)Будем снова жить вме­сте! (54)Рядом со мной в комнате будет мама!» (55)Мелькнуло в памяти, как вечерами я с тос­кой смотрел в лупу на маленькое фото… (56)Это позади, это отрезано!..

(57)Так, ничего не видя вокруг, я домчался до пруда.

(58)Сильно стучавшее сердце ёкнуло и приостановилось. (59)Я увидел сразу дверь лодоч­ной пристани, забитую досками, а вместо зелёной мутноватой воды пруда — тусклый каток, подтаявший с краёв. (60)Совершенно пустой каток.

(61)Я разглядываю всё это внимательно, тупо и, вероятно, долго, сознавая, что произошло нечто очень скверное, непоправимое, но не понимая, как это могло произойти. (62)Как сквозь вату, слышу вдруг голос Юрика… (63)Как он здесь оказался?

(64)Юрик восторженно и оглушительно выпаливает:

— С первым апреля!

(65)Я гляжу на него, медленно прозревая, а он частит:

— Первого апреля никому не верю! (66)Первого апреля никому не верю!.. (67)Ох, устал!.. (68)Ты побежал быстро, я за тобой не поспевал! (69)Я боялся, что ты обернёшься, но ты ни разу…

(70)Видно было, что он просто не представлял себе, что сделал. (71)Для него всё было про­сто. (72)Он знал, что можно и что нельзя. (73)Первое апреля — день дозволенных обманов, по­этому, в его представлении, сегодня можно было так поступить, вот и всё.

(74)Вскоре после этой истории Юрик переселился в новый дом, где его родителям дали квартиру. (75)У нас он больше не показывался. (76)Иногда я вспоминаю учтивого мальчика, который умел вести себя за столом, никогда не перебивал старших, — словом, так хорошо за­твердил полдесятка «можно» и «нельзя», что кое-кто у нас во дворе стал всерьёз называть его сознательным.

(По М.С. Бременеру*)

* Макс Соломонович Бременер (1926-1983) — советский прозаик, критик, автор про­изведений для детей и юношества.

Пример сочинения 9.3 «Что такое СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ?»

Сознательность — способность разбираться в том, что происходит вокруг тебя, осознавать свои действия и нести ответственность за свои поступки и поведение. Это положительное качество характера человека, присущее не только взрослым, но и детям. Докажу свою точку зрения примерами из текста М. С. Бременера и своего личного жизненного опыта.

В тексте мальчика Юрика никак нельзя назвать сознательным. Юрик позволил себе очень жестоко пошутить над главным героем. Юрик не осознавал, насколько он сделал больно рассказчику (предложения 70-73), и даже не извинился за свой поступок. Он не мог оценить окружающую действительность, не понимал, каково жить далеко от родителей.

Говоря о сознательности, я сразу вспоминаю рассказ В. П. Астафьева «Васюткино озеро». В нем главный герой, оказавшись один в лесу, не растерялся, а смог оценить ситуацию, взять себя в руки. Васютка вспомнил все, что говорили ему взрослые о тайге. Благодаря этим знаниям он остался жив, ведь «тайга хлипких не любит!» Мальчик проявил мужество, сознательность и решительность.

Таким образом, сознательность — правильное оценивание окружающей действительности, осмысленность своих действий и поступков.