Текст для сочинения:
(1)Этот случай произошёл, когда Вале Тряпишникову едва исполнилось семь лет.
(2)Как-то раз, гуляя во дворе, Валя увидел, как двое мальчишек, которые были года на два младше его самого, мучили котёнка. (3)Один мальчик куском колбасы манил котёнка к себе, поднося еду к самой мордочке голодного животного, а его товарищ при каждой отчаянной попытке котёнка завладеть колбасой хватал его за хвост и оттаскивал в сторону. (4)Котёнок визжал от боли и разочарования, дрожал, пытался кусаться, когда его приподнимали за хвост над землёй, в то время как мальчишки смеялись над его беспомощными попытками.(5) Неподалёку от них стояли их отцы и что-то оживлённо обсуждали между собой, изредка с улыбкой поглядывая на своих развлекающихся детишек.
(6)Валю эта сцена возмутила до глубины души.
— (7)Ему же больно, — обратился он к одному из мальчишек — к тому, который так безжалостно тащил котёнка за хвост.
(8)Мальчишка удивлённо посмотрел на Валю, не выпуская визжавшего котёнка, потом улыбнулся и миролюбиво объяснил:
— Не-а. (9)Ему не больно. (10)Мы же с ним играем.
(11)Ни слова больше не говоря, Валя схватил мальчишку за ноги и перевернул его вниз головой. (12)Мальчишка, никак не ожидавший такого поворота событий, принялся кричать и плакать. (13)А Валя его спросил:
— Почему же ты кричишь? (14)Я ведь с тобой играю. (15)Тебе же совсем не больно. (16)На этот раз, надо сказать, взрослые вмешались почти тут же. (17)Сильные, грубые руки ухватили Валю за шиворот, отняли у него мальчишку и долго крутили Валины уши, точно собирались выдрать их с корнем. (18)Слёзы лились из Валиных глаз, но он не издал ни звука. (19)Его пнули в спину коленом, толкнули и сказали: «Ну что, будешь теперь знать, как обижать маленьких?!» (20)И тогда он ответил: «Они мучили беззащитное животное. (21)Ваши дети—живодёры».
— (22)Какое ещё животное? — возмутился папаша. — (23)Тоже мне, кошачий защитник! (24)Вали отсюда, пока уши тебе не открутил, чтоб неповадно было! (25)Дылда!
(26)Вот и весь случай. (27)Вроде ничего особенного, но целую неделю после него Валя не мог прийти в себя, он потерял аппетит и плохо спал по ночам. (28)Но не уши были тому виной и не воспоминание о пережитом унижении. (29)Другое не давало Вале покоя. (30)Будучи прав, он понёс наказание. (31)Ведь не может же так быть, рассуждал Валя, чтобы справедливость возмещалась несправедливостью, а значит, где-то была допущена ошибка, где-то он, Валя, вёл себя не так, как надо.
(32)«Но как надо было? (33)В чём ошибка?» — терзался семилетний Валя. (34)Он вступился за котёнка, и ему надрали уши. (35)Он ничего ещё не понимал в этом мире, и поэтому ему было больно и страшно. (36)Он не выдержал и зашёл а кабинет к отцу, когда тот играл на скрипке, чего отецникогда не позволял делать.(37)Валя искал Ответана Вопрос, но и рта не успел открыть, как его прогнали.
(38)Лучше бы его ударили смычком по лицу.(39)Лучше бы его пнули ногой. (40)Но ему сказали: «За ужином обо всём поговорим. (41)А сейчас уйди, до вечера не мешай. (42)Неужели, ты не видишь, что я играю на скрипке?»
(43)Поговорим за ужином? (44)«Глупый человек однажды уронил свой меч за борт и тщательно пометил борт, чтобы показать капитану, где следует искать, не понимая, что корабль движется…»
(По Ю.П. Вяземскому*)
* Юрий Павлович Симонов (Вяземский) (род. в 1951 г.) — русский писатель, философ, телеведущий.
Пример сочинения 9.3 «Что такое РАВНОДУШИЕ?»
Равнодушие — это безынициативное, безучастное отношение ко всему окружающему. Равнодушный человек безразличен к людям, к их проблемам, его не интересуют чужие беды. Для доказательства своих слов приведу примеры из текста Юрия Павловича Симонова и своего личного жизненного опыта.
В тексте равнодушными показаны не только мальчишки, которые мучили котенка, но и их родители. Они не объяснили своим детям, что так нельзя делать, эти папаши еще и унизили Валю, который заступился за беззащитное животное (предложения 17-25). Также равнодушным оказался и отец Вали, не пожелавший даже выслушать своего ребенка (предложения 36-42).
К сожалению, среди нас тоже много равнодушных людей. Немало примеров можно встретить и в классической литературе. Дмитрий Старцев, главный герой рассказа «Ионыч» А. П. Чехова, постепенно превращается в человека, безразличного к работе, к людям, к таким проявлениям жизни, как дружба, любовь. Герой становится грубым, жадным, апатичным. Для него основной ценностью становятся только деньги.
Таким образом, равнодушие — безразличное, лишенное интереса отношение к окружающей действительности.