Текст для сочинения:
(1)В субботу к Саше приехала двоюродная сестра — ровесница Клава. (2)Вечер провели дома, а в воскресенье утром отец Саши предложил девочкам погулять за городом. (3)Клава с удовольствием согласилась, а Саша, выслушав сестру, поморщилась:
— Ну что мы, папа, там не видели? (4)Тоже мне флора — полынь да колючки!
— (5)А вот и нет! — возразила сестра. — (6)Там и Волга недалеко, и ботанический сад. (7)Там очень красиво!
(8)Утро было прозрачное, солнечное, яркое. (9)Невидимые жаворонки пели в вышине, желтые овсяночки порхали над низкими кустами. (10)Клава резвилась, как маленькая. (11)То скакала через бугорки, то находила зелёную душистую полянку и замирала, припадая к цветам, то запрокидывала голову и уверяла, что через голубое небо пробивается золотистый свет. (12)Недалеко от кустарников лежали два больших камня. (13)Саша сдула с одного пыль и, усевшись на него, достала из сумочки книжку и принялась читать. (14)Отцу было неприятно равнодушие дочери, он предложил девочкам собирать цветы.
— (15)Ну какие же здесь, папа, цветы, — усмехнулась, подняв глаза от книги, Саша, — одна полынь.
— (16)А полынь-то в мае как раз цветёт, ты залюбуешься! — уговаривал отец.
(17)Но дочь, отвернувшись, продолжила чтение.
(18)Семён Петрович направился к племяннице. (19)Клава уже нарвала целый букет каких-то голубых и белых цветов и перебирала их, расположившись около ручейка. (20)Откуда тут взялся ручеёк, трудно было понять. (21)Видно, где-то пробился родничок и побежал по ложбинке. (22)И там, где он пробежал, трава росла самых разных зелёных оттенков. (23)Семён Петрович подумал, что никакая, даже самая искусная вышивальщица не сможет так подобрать эти зелёные оттенки, и сказал об этом племяннице. (24)Клава, услышав эти размышления, согласилась с ним и в свою очередь увлекла его за собой.
— (25)Что я нашла! (26)Сейчас покажу.
(27)Семён Петрович бежал за быстроногой племянницей, а она на бегу расписывала свою находку:
— Представляете, полынь — и вдруг цветёт голубым!
(28)Жёлтую и белую полынь Семён Петрович видел, а вот голубого цветения не встречал. (29)Кустики были нежные, душистые. (30)Семён Петрович глянул на яркий букет племянницы, вдохнул свежий пряный запах, и ему захотелось собрать букет для жены. (31)Клава помогала ему, а он невольно залюбовался племянницей. (32)Худенькая, быстрая, она походила на овсяночку. (33) Лицо разгорелось, светилось радостью. (34)Она, как мотылёк, порхала от цветка к цветку.
(35)«Так радоваться можно только в юности», — подумал Семён Петрович и рассердился на свою красивую надменную Сашу за то, что она упускает счастливые мгновения юношеской поры.
— (36) Дядя Сеня, смотрите, а полынь растёт почти правильными кругами, как на клумбе. (37)Не верите? (38)Вот один круг, вот другой, третий…
(39)Сизо-зелёная молодая полынь отливала на солнце серебром и была мягкой и пушистой. (40)Она поднялась от земли и в высокой траве казалась дорогим ковром. (41)Клава отыскала в центре полынной клумбы старый кустик, который, видимо, и сеял семена, но так и не смогла понять, почему семена ложатся по кругу.
(42)Семён Петрович предложил девочкам пройтись к саду. (43)Саша нехотя согласилась. (44)Огромный сад, принадлежавший сельскохозяйственному институту, со всех четырёх сторон стеной ограждали пирамидальные тополя, на которых ютилось множество скворцов. (45)Клава первой прорвалась сквозь зелёный забор тополей и замерла в восторге, увидев белоснежный яблоневый сад. (46)Саша равнодушно окинула взглядом цветущие яблони. (47)Отцу стало горько.
(48)Вечером он говорил с женой. (49)Рассказал подробно о прогулке, особенно подчеркивая разное отношение девушек к природе и умение Клавы радоваться красоте степи, сада. (50)Мать представила свою видную красивую дочь рядом с худенькой невзрачной племянницей и улыбнулась:
— Ну что тебя встревожило, Сеня?
— (51)Наша дочь сама себя лишает радости.
— (52)То есть как?
— (53)А вот как наша соседка Лина Аркадьевна. (54)Весь отпуск проплакала, потому что её муж не смог этим летом отложить дела, чтобы отвезти её к морю.
— (55)Ну, наша Сашенька везде побывает!
-(56)Конечно, побывает… (57)Во многих прекрасных уголках природы. (58)Но ведь ты понимаешь… (59)Красота природы открывается лишь тем, кто умеет находить с ней общий язык.
(По А.М. Грининой-Земсковой*)
*Антонина Михайловна Гринина-Земскова (1922-2000) — педагог, методист, писатель.
Пример сочинения 9.3 «Что такое любовь к природе?»
Любовь к природе — доброе, благоговейное, трепетное отношение к тому, что нас окружает. Любить природу — это значит любоваться каждым ее творением, бережно к ней относиться. Докажу это примерами из текста и своего жизненного опыта.
В тексте А. М. Грининой-Земсковой внешне худенькая и невзрачная Клава любовалась цветами полыни, белоснежным яблоневым садом, голубым небом. В отличие от своей двоюродной надменной красавицы-сестры Саши она умела находить общий язык с природой, видеть ее красоту. От этого девушка была счастлива.
Природа способна дарить различные эмоции, ради которых нам хочется вернуться в те места, которые мы уже когда-то посещали. К примеру, у нас в Сибири есть замечательный уголок природы — озеро Байкал. Это место невозможно не полюбить, оно завораживает своей красотой. Когда любуешься на эту бесконечную синюю даль, смотришь в кристально чистую воду, ощущаешь какое-то невероятное единение с природой, восхищаешься ею.
Таким образом, любовь к природе — это трепетное к ней отношение, восхищение, любование ею. Каждый из нас должен любить и беречь природу.