Текст для сочинения:
(1)В нашем дворе жили разные люди.
(2)Наш сосед Семён Авдеевич, бывший красный партизан, учился в Институте красной профессуры. (3)Семён Авдеевич носил сапоги, галифе, гимнастёрку без знаков различия, шинель грубого сукна, а тетради свои складывал в планшет. (4)Он жил в маленькой комнате, в которой у одной стены стояла узкая, убогая койка, а у другой — фанерный стол. (5)Стол был такой крохотный, что локти Семёна Авдеевича, когда он писал, едва на нём умещались… (6)В этой комнате не было ни одной дорогой или красивой вещи, кроме золотых наручных часов, висевших на ремешке на гвоздике у изголовья.
(7)Мы часто бывали в этой комнате: Семён Авдеевич помогал нам иногда решать задачки, играл с нами как-то на радостях после удачно сданного зачёта в жмурки, а недавно он подготовил со мной и с Вовкой вечер занимательных фокусов, хитроумную механику которых описал в своей книге Перельман. (8)3рители, собравшиеся в красном уголке, конечно, не читали Перельмана, поэтому они приняли нас за магов и волшебников. (9)Но в конце вечера Семён Авдеевич раскрыл секреты всех фокусов. (10)Он сказал, что никогда не нужно создавать впечатление, будто бывают чудеса, поскольку всё на свете имеет научное объяснение. (11)Мы согласились с этим, но нам было всё-таки немного жаль пропавшего эффекта…
(12)Я был уже давно знаком с Семёном Авдеевичем, когда однажды, рассматривая его часы, обнаружил на их крышке надпись, которую прочёл с трепетом. (13)Оказалось, что этими часами наградил когда-то Семёна Авдеевича нарком Фрунзе. (14)И мы с Вовкой долго спорили о том, смог бы ли кто-нибудь из нас, получив такой подарок, ни перед кем ни разу не похвастаться. (15)Конечно, от нас все ребята во дворе узнали, что золотые часы Семёна Авдеевича — подарок наркома. (16)После этого все ещё больше стали уважать молодого красного профессора и его боевое прошлое.
(17)Помимо красного профессора, был у нас в доме ещё один профессор, обыкновенный. (18)Этот носил бобровую шапку с плюшевой верхушкой, галоши с медными инициалами на подкладке, шубу с цепочкой вместо матерчатой вешалки, а опирался на палку с серебряным квадратиком монограммы.
(19)Обыкновенный профессор был стар. (20)Мы судили об этом не только по тому, что у него была седая бородка, и не только по тому, что внук его Сашка учился в третьем классе, но главным образом по подстаканникам. (21)Дело в том, что как-то нас с ребятами пригласили на день рождения Сашки, и там мы пили чай из стаканов в серебряных подстаканниках. (22)Причём на каждом подстаканнике была вырезана надпись: «Дорогому Николаю Ефремовичу от благодарного пациента». (23)Пониже надписи стояла дата. (24)И выяснилось, что первый подстаканник благодарный пациент подарил профессору ещё в конце прошлого века!
(25)Я прихлёбывал чай и думал о профессоре, который лечил людей, а также о пациенте, который вот уже сорок лет хворал, исцелялся, спешил приобрести подстаканник и отсылал свой серебряный дар, сделав на нём неизменную надпись. (26)Только предлог «от» после революции стали гравировать без твёрдого знака, а так всё было неизменно. (27)Однако профессор был, как выразился однажды Семён Авдеевич, «лишь на вид старорежимный, а душой свой». (28)Когда Вовка однажды внезапно заболел и ночью у него начался бред, Вовкин отец, электромонтёр, перепугавшись, побежал к профессору. (29)Николай Ефремович осмотрел Вовку, тут же принёс ему лекарство, написал рецепты и все последующие дни навещал Вовку до его полного выздоровления. (30)Врач из детской поликлиники заходил тоже и был очень смущён, когда столкнулся у Вовкиной постели со «светилом», по учебнику которого учился в институте.
(31)Вовкины родители считали, что сын поднялся так быстро благодаря профессору, и были обеспокоены, что Николай Ефремович не взял у них за лечение никаких денег. (32)Он сказал:
— Друзей внука, как и своих друзей, разумеется, лечу бесплатно.
(33)Отец с матерью всё-таки искали способ отблагодарить профессора, и тогда Вовка надоумил:
— С помощью подстаканника!
(34)Был куплен серебряный подстаканник с выпуклым изображением двух бородачей, бывших, вероятно, Мининым и Пожарским, и дядя Митя, Вовкин отец, отнёс его на квартиру профессора.
(35)Бородачи вернулись, как бумеранг.
(36)С тех пор дядя Митя — делать нечего — сам пил чай из подстаканника с надписью «От благодарного пациента», хоть и не вылечил в жизни ни одного больного, а имел дело с проводкой, штепселями и пробками.
(37)3ато уж по части электричества дядя Митя был настоящий мастер. (38)По совету Семёна Авдеевича он организовал при домоуправлении кружок юных электриков. (39)В кружок, как ни странно, пошли заниматься отъявленные озорники, которых электричество настолько отвлекло от привычных «подвигов», что они даже одобрили такой девиз кружка: «Славь мастерство, язви озорство!» (40)Под этим неуклюжим, но, в общем, правильным лозунгом, предложенным дядей Митей, собралось больше десятка ребят…
(По М.С. Бременеру*)
* Макс Соломонович Бременер (1926-1983) — советский прозаик, критик, автор произведений для детей и юношества.
Пример сочинения 9.3 «Что такое ЛИЧНОСТЬ?»
Что такое личность? Я считаю, что личность — это уникальный набор черт характера и душевных качеств человека. Человек как личность формируется на протяжении всей своей жизни. Он выделяется из толпы людей, из общей массы, обладает индивидуальностью, никогда не останавливается в развитии своих возможностей и талантов. Докажу свое мнение аргументами из прочитанного текста и жизненного опыта.
В тексте Макса Соломоновича Бременера нам показаны две яркие личности: Семен Авдеевич, бывший красный партизан, а ныне профессор, и Николай Ефремович, доктор, «светило» науки, профессор. Они оба готовы прийти на помощь, не хвастаются, не выставляют свои умения напоказ. А между тем у Семена Авдеевича есть часы, которые он получил в награду от наркома Фрунзе. Николай Ефремович же готов помочь в любую минуту: когда соседский мальчик Вовка заболел, он осмотрел мальчишку, принес ему лекарство и «все последующие дни навещал Вовку до его полного выздоровления.» И даже не взял никаких денег с родителей.
Для меня выдающейся личностью является Антон Павлович Чехов. Этот человек не только создал огромное количество замечательных произведений, которые переведены на многие языки мира, а его пьесы до сих пор ставят и экранизируют, но и еще он был прекрасным доктором, на протяжении всей своей жизни лечил больных, во время холеры даже работал санитарным врачом. Антон Павлович также строил школы, колокольни, помогал нуждающимся. Чехов никогда не оставался равнодушным к бедам простых людей.
Таким образом, личность — это не только внешность, но и характер человека, его поступки, поведение. Такой человек воспитывает в себе лучшее, он хочет быть полезным другим людям, стать для них хорошим примером.