Текст для сочинения:
(1)Ледокол промышлял во льдах Белого моря. (2)Промышлял, то есть у него на борту было человек полтораста промышленников, и корабль лазал меж льдов по свободной воде, шёл туда, где залёг зверь. (3)Капитан был молодой, лет тридцати пяти мужчина. (4)Промышленники его любили за то, что ему сопутствовала удача. (5)3веря было много. (6)В десять лет раз, старики говорят, такая удача!
(7)А с запада потянул ветерок. (8)Капитан торопит ребят:
– Все на борт, снимаюсь!
(9)Двинул капитан судно вдоль кромки: узкой полосой шла, как река в ледяных берегах, свободная вода. (10)Капитан дал полный ход: надо уйти из этой щели, а ещё неизвестно, как там лёд впереди. (11)Часом бы раньше…(12)И стал капитан серьёзным. (13)Ходил по мостику. (14)Ходу, ходу ещё!
(15)Вон лёд прямо по носу. (16)Нет, это не поворот в канале, а затор. (17)А может, слабый лёд? (18)И капитан заметил, как помощник косым взглядом глянул на него. (19)Капитан дал команду «полный вперёд». (20)Пароход летел прямо в затор, сейчас, сейчас вонзится. (21)Пароход ударил лёд пологим форштевнем, выскочил, задрался нос, и сразу смолкли голоса под мостиком.
(22)Ледокол влез носом на лёд и встал. (23)Нет! (24)Стоп! (25)Назад!
(26)Снова заурчало в брюхе парохода. (27)Ледокол слез, скатился форштевнем, соскочил со льда и присел на минуту нос. (28)Лёд не поддался. (29)Капитан знал, что назад выхода нет и развернуться в узком канале нельзя.
(30)Он понял, что придётся дрейфовать на восток вместе со льдом в этом узком канале, в ледяной коробке. (31)И знал капитан, знал по карте, что там, справа, – камни. (32)И сейчас отлив, малая вода. (33)В полную приливную воду может над ними пройти пароход, но в отлив напорется и раскроит себе брюхо.
(34)Капитан знал, что в узком канале он будет дрейфовать до самых камней, что если он брюхом упрётся в камни, то через минуту лёд слева подойдёт к борту вплотную, напрёт в борт и положит ледокол мачтами на воду, и тогда – конец. (35)3вать по радио на помощь? (36)Кто же пробьётся к нему, когда он, ледокол, не может выбиться? (37)И он знал, что вот скоро-скоро царапнет дном.
(38)Приказал держать полный пар. (39)Где камни? (40)И спиной чувствовал, что там, сзади него, под водой, подо льдом, стоят эти камни и ждут. (41)Сколько до них? (42)Нельзя знать, тут дело не в саженях. (43)Поглядел в астрономический справочник. (44)И без карандаша в уме считалось само до секунды: сейчас прилив только начался.
(45)На пароходе было тихо, и только слышно было под низом, как гудит мотор. (46)А ухо было всё внизу, там, у дна, где должны царапнуть камни. (47)Капитан перестал глядеть на часы и считать дюймы, а слушал.
(48)Вот! (49)Чиркнуло. (50)На пароходе спокойно, никто не слышал. (51)Камни теперь пойдут выше и выше… (52)Но бежит вода на помощь, оттуда, из океана, через горло Белого моря. (53)Поспеет ли?
(54)И пошатнуло ледокол. (55)Опять! (56)Покренился чуть… (57)Пронесло… (58)Опять! (59)Опять! (60)Капитан слышал только, как силится, скребётся он дном по каменьям. (61)Нет, прибывает, прибывает вода… (62)А в упор к борту стоит лёд.
(63)Но скрежет исчез. (64)Капитан взглянул на часы. (65)Если ещё пять минут не будет… (66)И не было!
(67)Капитан глянул на себя в зеркало. (68)Он был красен весь, лицом и шеей, в один ровный багровый цвет.
(69)Вышел на мостик. (70)Всходила красная луна. (71)А утром стал бриться и увидал, что виски у него седые.
(По Б. С. Житкову*)
* Житков Борис Степанович (1882-1938) – русский и советский писатель, путешественник и исследователь.
Пример сочинения 9.3 «Что такое решительность?»
Решительность — способность человека самостоятельно принимать решения и реализовывать их. Она нужна человеку в экстремальных условиях, в трудных жизненных ситуациях. Докажу это примерами из текста Бориса Степановича Житкова и своего личного опыта.
В тексте решительность проявил капитан ледокола. Он видел опасность, которая грозила всему кораблю и большому количеству людей, но спокойно продолжал отдавать приказы, не паниковать, выжидать, пока прибудет вода. Благодаря хладнокровию капитана никто из промышленников и не понял, что произошло, а утром он «стал бриться и увидел, что виски у него седые».
В жизни, когда мы говорим о решительности, сразу вспоминаются герои Великой Отечественной войны. Каждый из них сумел принять быстрое решение в опасной ситуации, многим из них это стоило жизни. Александр Матросов — пример патриотизма, решительности, готовности к самопожертвованию. Он закрыл свои телом амбразуру немецкого дзота, тем самым дал возможность бойцам своего взвода совершить атаку.
Таким образом, решительность — замечательное качество человека, которое проявляется в быстром принятии решения в какой-либо сложной ситуации.