Текст для сочинения:
(1)Здание кинотеатра было одним из домов, окаймлявших просторную, круглую площадь. (2)Она казалась мне огромной поляной, которую по ошибке залили асфальтом. (3)Кинотеатр был очень популярен у школьников: зрителей там после сеанса выпускали не во двор, а в фойе. (4)Можно было уходить, а можно оставаться. (5)Случалось, я не покидал дома на площади с утра до того часа, когда мама возвращалась из поликлиники. (6)«Неужели всё это было?» — думал я, слушая сводки Совинформбюро и не веря уже, что веселая беспечность когда-то существовала.
(7)Мама решила развеселить меня и повела на комедию, чтобы я отвлекся от тревог военного времени и вспомнил довоенные походы в кино. (8)Но до кассы мы не дошли… (9)Нас остановила сирена воздушной тревоги. (10)Она немного замешкалась, опоздала — и мы услышали зловещее бряцанье «зажигалок».
(11)Они ударялись об асфальт посреди круглой площади. (12) Сперва всё казалось мне ненастоящим. (13) Потому что было светло. (14) Бомбёжки в моем сознании со светом не сочетались. (15) Я боялся приближения ночей: они могли оглушать взрывами, вонзаться в душу сиренами. (16) А тут летний вечер ещё только начинал обволакивать город. (17) Быть может, тревога учебная?
(18) Я взглянул на маму и понял, что время учебных тревог миновало и надо привыкать к жуткому вою сирен. (19) Днем явилось вдруг то, что раньше отваживалось являться лишь в темноте. (20) Это меня потрясло. (21)Мама стиснула мой локоть и потащила за собой в переулок. (22) Полпереулка занимал серый массивный дом. (23)Всё в нём было основательным, неколебимым. (24)И барельефы на темы каких-то древних сказаний подчёркивали, что здание это возведено хоть и давно, но на столетия. (25)Над приоткрытой подвальной дверью, обитой железом, было написано «Бомбоубежище». (26)Вход закрывал собой гренадерского вида дворник, очень почитавший свою профессию.
— (27)Пускаем только женщин с детьми, — не шевельнувшись, предупредил он.
— (28)Но я с мальчиком! — сказала мама.
(29) Мама подтолкнула меня вперёд.
(30) Переведя на меня невозмутимый, неподкупно оценивающий взгляд, дворник немного отпрянул от двери — и за его спиной в бомбоубежище прошмыгнула женщина с девочкой на руках. (31) Потом еще отпрянул… (32)Еще… (33)Еще… (34) Наконец спросил:
-А где мальчик?
— (35)Его пустить вы обязаны!
(36) Где-то далеко, разлетаясь во все стороны бесстрастно-неотвратимым эхом, обрушилась фугаска. (37)Мама накрыла руками мою голову. (38)На крышах надрывались зенитки.
— (39)Пустите… (40)Вы обязаны…
— (41)Детям не хватит места, — (42)А он у вас… (43)Какой же это ребёнок?
(44) Мне было пятнадцать с половиной.
— (45)Послушайте… (46)Я прошу вас!
— (47)Не могу.
(48)Мама вновь стиснула мой локоть и потащила вдоль переулка. (49)Гильзы от зенитных снарядов звякали возле нас. (50)Мама всё время пыталась прикрыть меня руками, плащом, даже сумкой. (51) Гильзы сыпались с крыш… (52) Тогда она решила спрятать меня в первом попавшемся подвале, не приспособленном под бомбоубежище. (53) В сырой темноте мы наугад нащупывали ступени. (54) Мама шла впереди, прокладывая дорогу.
— (55) Осторожно! — просила она.
(56) В подвале мы присели на какие-то холодные, мокрые трубы. (57) И в тот же миг дом вздрогнул, сотрясся от громового удара. (58) С потолка что-то полетело. «(59)Что это? (60)Что это?…» — послышалось совсем рядом и донеслось откуда-то из сырой глубины. (61) Мы поняли, что подвал не только нас одних защитил и спрятал, как мог. (62) Потом все затихли, точно боялись обнаружить себя. (63) А над городом нагло перемещался, кружил тупой рокот. (64) И зенитки били по нему исступленно, безостановочно.
…(65) Часа через три объявили отбой.
(66) Так же на ощупь обнаруживая ступени, мы поднялись наверх. (67) Наши соседи по подвалу и мокроватой трубе тоже поднялись и, не прощаясь, исчезли в уже наступившем позднем вечере. (68)Мы так и не разглядели их лиц. (69)Вдоль массивного дома со старинными барельефами выстроились кареты «Скорой помощи». (70)Из подвала, над которым было написано «Бомбоубежище», выносили детей и женщин.
«(71)Прямое попадание! (72)Прямое попадание!..» — услышали мы.
(73)Дворник с пышными седыми усами лежал на носилках возле двери, обитой железом. (74)Здесь был его пост. (75) Фуражка валялась возле носилок.
— (76)Запомни его лицо, — тихо и потрясенно сказала мама. — (77)Он спас нам жизнь.
(78)Прошло много дней, и я сочинил поэму. (79)Я рассказал о дворнике, который пускал в бомбоубежище только детей и женщин. (80)А сам туда не спустился… (По А.Г. Алексину*)
*Анатолий Георгиевич Алексин (1924-2017) — русский советский писатель, драматург, сценарист.
Пример сочинения 9.3 «Что такое мужество?»
Мужество — это проявление человеком храбрости, смелости, стойкости в сложных и опасных ситуациях. Мужественный человек способен преодолеть различные страхи. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста А. Г. Алексина и личного жизненного опыта.
В тексте мы видим, как мама главного героя искала спасение своему ребенку во время бомбардировки. Сначала она пыталась оставить его в бомбоубежище, но мальчика не взяли. Видя, что дворник стоит на своем, она увела сына и спряталась вместе с ним в подвале какого-то дома. Мать вела себя мужественно в такой страшной ситуации.
В наше мирное время есть тоже множество примеров мужества. В конце 2019 года многие страны охватил коронавирус. Число заболевших росло с каждым днем. Вирус добрался и до России. Наша страна столкнулась с нехваткой не только медицинского оборудования, но и медицинских специалистов. На помощь им пришли волонтеры, которые выполняли различную работу, «разгружая» тем самым медперсонал. Поступки волонтеров смело можно назвать мужественными, так как они рисковали собственным здоровьем.
Таким образом, мужество — это проявление смелости, стойкости, спокойствия в опасных ситуациях.