Задание 9.1:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ирины Борисовны Голуб: «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Текст для сочинения:
(1)Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. (2)Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им в этот солнечный весенний день было грустно. (3)Только что прочли они в первый раз в жизни «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. (4)Раз написано — значит, настоящая правда.
— (5)Что ж, всё-таки удрал он в конце концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша.
(6)Ей уже надоело кукситься: раз окончание хорошее, не стоит и горевать.
— (7)Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… (8)Правда?
— (9)И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. (10)Впрочем, она сейчас же и передумала:
— Нет, знаешь, сечь их не надо. (11)Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… (12)Марш! (13)На все четыре стороны. (14)Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте Георгиевскую медаль.(15) А теперь вон с моих глаз!»
— (16)Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол. (17)Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. (18)Сёстры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада.
(19)В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. (20)На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… (21)Они переглянулись и поняли друг друга без слов.
— (22)А где ж мы пленных возьмём? — спросила младшая.
— (23)Мишку посадим…
— (24)А кто будет вторым пленником, Костылиным?
(25)Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом: он всё понял.
— (26)Ми-ша!
— (27)Чего надо? — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.
— (28)Играть иди!
(29)Через минуту Миша, дожёвывая баранку, стоял перед сёстрами.
— (30)Во что играть будем?
— (31)В «Кавказского пленника». (32)Ты будто Жилин, русский офицер, из крепости к своей маме верхом едешь. (33)Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу. (34)А мы тебя в плен возьмём и в яму посадим, понял?
— (35)Сажайте, что ж.
(36)Мишка спрыгнул, уселся, Тузик за ним.
(37)Пленники вели себя очень странно: катались весело по дну ямы, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.
— (38)Стоп! — закричала Валя. —(39) Я вас сейчас рыжему татарину продам…
— (40)Продавай, ладно, — равнодушно отозвался Мишка. — (41)Как дальше играть-то?
— (42)Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… (43)Мы теперь татарские девочки… (44)А мы тебе за это лепёшки бросать будем.
— (45)Из чего лепить-то?
(46)Валя слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда и матрёшку — всё, что на скорую руку в детской собрала. (47)Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (ещё вкуснее лепёшек!). (48)Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.
(49)Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. (50)Кричали девочки, сердились, приказывали. (51)Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть.
(52)Часа через два вернулась мама девочек.
— (53)Дети! (54)Ау… (55)Валя! (56)Ка-тю-ша!
(57)И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:
-Мы здесь! (58)В оранжерее!..
(59)Побежала мать на голоса. (60)И что же! (61)Сидят, прижавшись плечом к плечу, в яме все четверо: Мишка, Тузик и девочки, — и у всех глаза от удовольствия блестят.
— (62)Что вы здесь делаете?
— (63)Мы кавказские пленники.
— (64)Какие там пленники! (65)Сейчас же домой!.. (66)Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошёлся.
(67)Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. (68)Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? (69)Ведь превесёлая же, право, штука.
(По С. Чёрному*)
Саша Чёрный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932) — писатель, поэт, журналист, переводчик.
Пример сочинения 9.1:
Современный лингвист Ирина Борисовна Голуб утверждает: «Писатели обращаются к фразеологическим богатствам родного языка как к неисчерпаемому источнику речевой экспрессии». Я полностью согласен с мнением ученого, так как считаю, что использование фразеологизмов делает речь выразительнее, ярче, образнее. Кроме того, фразеологические обороты отражают историю и культуру нашего народа. Мы иногда и сами не замечаем, как употребляем их в своей речи, потому что знаем с детства. Докажу свою точку зрения с помощью примеров из текста Саши Чёрного.
В предложении 13 Валя предполагает, что сказал бы Жилин, если бы взял татар в плен, и использует фразеологизм «на все четыре стороны». Благодаря данному выражению мы яснее понимаем, каким великодушным считает героя Валя, ведь он смог бы помиловать врагов.
В предложении 46 автор использует фразеологизм «на скорую руку», который означает, что Валя очень сильно торопилась, чтобы начать игру, поспешно собрала игрушки в корзинку.
Таким образом, фразеологизмы, действительно, являются неисчерпаемым источником речевой экспрессии, они делают нашу речь яркой, эмоциональной, точной.