Сочинение 9.1 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано»

Задание 9.1:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Евгении Васильевны Джанджаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Текст для сочинения:

(1) Дедушка Журки Юрий Григорьевич за свою жизнь собрал множество книг. (2) В Журкиной комнатке между стенкой и высоким окном стоял узкий стеллаж. (3) Полок семь или восемь. (4)Мама сказала:

— Эти книги дедушка оставил тебе, именно тебе. (5)Специально… (6)Дедушка их очень любил.

(7) Журка растерянно оглядел полки…

(8) На них стояли Пушкин и Джек Лондон, Купер и Катаев, «Легенда об Уленшпигеле» и «Алиса в Стране чудес». (9)Он видел облезлые кожаные корешки без надписей, края разлохмаченных обложек. (10)Некоторые книжки были совсем без корочек.

(11)Мама вышла, а Журка потянул с полки книгу. (12)Наугад. (13)Откинул тонкий самодельный переплёт… (14)Тихо вздохнул и сел на кровать.

(15)На грубой серой бумаге было отпечатано редкими старинными буквами:

Ж У Р Н А Л Ъ

п е р в а г о путешествiя

Россiянъ

в о кр у г ъ 3 е м н а г о шара

…(16)Сначала Журка медленно листал, потом встряхнулся, обвёл глазами полки. (17)Вскочил, выдернул сразу несколько книг. (18)Оказалось, что это два тома «Путешествий» капитана Головнина, изданные в 1819 году, и сразу три «Робинзона». (19)Один был совсем старинный — 1789 года — и назывался почему-то «Новый Робинзон». (20)Второй носил название «Робинзон-младший». (21)На титульном листе стоял 1853 год, и Журка вспомнил, что, кажется, в этом году произошло Синопское сражение. (22)Третий Робинзон оказался самым молодым — тридцатых годов нашего века. (23)Зато он был самый толстый, и Журка с восторженной дрожью увидел, что там не только всем известные приключения на необитаемом острове. (24)Там ещё и вторая часть — дальнейшие путешествия Робинзона. (25)Журка даже и не знал, что есть на свете такая книга…

(26)3а открытым окном захлопал листьями, резко зашумел тополь. (27)Влетели в комнату холодные брызги. (28)Упали на жёлтые страницы старой книги. (29) Журка машинально отодвинулся и даже не понял, что начался дождь. (30) Это брызгали волны, хлопали паруса и шумели ветры… (31)Вошла мама.

 — (32)Давай-ка закроем окно. (ЗЗ)Кажется, будет гроза.

(34)Журка никогда не боялся грозы. (35)Даже если грохало и сверкало над самой головой. (36)Он и сейчас ответил:

— Ну и что? (37)Я не боюсь.

(38)Мама плотно прикрыла створки, посмотрела на обложенного книгами Журку, улыбнулась и спросила:

— Нравится? (39)Интересно?

(40)Журка сперва рассеянно кивнул, потом поднял глаза.

— (41)Ма… (42)Тут не только интересно. (43)Тут дело даже не в этом…

(44) Она ласково наклонилась над ним:

— А в чём, Журавушка?

(45) Но он не знал, как сказать. (46)Как объяснить радостное замирание души, когда думаешь, что, может быть, эту книгу читал в палатке под Измаилом Суворов или в селе Михайловском Пушкин. (47)Вот эти самые страницы. (48)Эти самые буквы. (49)И книги рассказывали им то же самое, что ему, Журке. (50)Они были как люди, которые за одну руку взяли Журку, а за другую тех, кто жил сто и двести лет назад. (51)Тех, кто ходил в атаку под Бородином, писал гусиными перьями знаменитые поэмы, дрался стальными блестящими шпагами на дуэлях и мотался на скрипучих фрегатах среди штормовых волн Южного океана. (52)У не открытых ещё островов. (53)Эта жизнь приблизилась к Журке, стала настоящей. (54)И у Журки холодела спина.

— (55)Мама, я не знаю… — (56)Он помолчал и чуть не сказал про книги: «Они живые». (57)Но отчего-то застеснялся.

(По В.П. Крапивину*)

* Крапивин Владислав Петрович (1938 — 2020) — известный советский и российский детский писатель.

Пример сочинения 9.1:

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано», — так считает современный лингвист Евгения Васильевна Джанджакова. Я согласен с ее точкой зрения, так как художественный текст не только передает какую-либо информацию, но и раскрывает внутренний мир героев, их волнения, переживания. В таком тексте различные предметы и явления наделяются свойствами живых существ, на обычные вещи мы начинаем смотреть совершенно по-другому. Достигается это все благодаря использованию различных языковых средств, придающих выразительность и яркость произведению. Докажу это примерами из текста В. П. Крапивина.

В предложении 26 автор говорит о таком обычном явлении, как шелест листьев тополя, используя метафору «захлопал  ладонями листьев». На мой взгляд, данное скрытое сравнение делает  текст  живым, образным, а значит, и интересным.

В предложении 28 употребляется эпитет «желтые» при описании страниц старой книги. И сразу в воображении возникает картинка старой, потрепанной книжки, которую читали множество раз.

Таким образом, высказывание языковеда Е. В. Джанджаковой справедливо, ведь в художественном тексте мы обращаем внимание не только на то, что сказано, но и на то, как сказано.  

Пример сочинения 9.2 по данному тексту