Сочинение 9.1 «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи»

Задание 9.1:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Самуила Яковлевича Маршака: «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Текст для сочинения:

(1)В конце июня из большой дружной компании осталось пятеро. (2)Почти все ребята разъехались кто куда: в лагерь, к бабушкам, на юг. (3)Друзья заскучали: все игры были перепробованы, захотелось сделать что-то важное, полезное, помогать кому-нибудь или ещё что… (4)Серёжка сказал, что затея так себе. 

 (5)Никаких бабушек и стариков, которым помощь нужна, не найдёшь. (6)У каждого толпа родственников и детей. (7)Это раньше были одинокие старушки, а сейчас… 

 — (8)Есть бабушка, – вдруг сказал Джонни. – (9)Она одна живёт. 

 (10) Её бабкой Наташей зовут. (11)Да вы же знаете, у неё щенок Родька. 

 (12) Щенка Родьку знали. (13)Он был весёлый и добродушный. (14)А хозяйка… 

 — (15)Неподходящая бабка, – твёрдо сказал Сергей. – (16)Ерунду ты выдумал, Джонни. (17)Она ребят просто видеть не может. 
 — (18)Кричит, что все мы бандиты, – заметила Вика. 
 — (19)Ну… – нерешительно сказал Джонни. – (20)Мы, наверно, сами виноваты… 
 — (21)Мы?! – хором возмутились Дорины. 
 — (22)Ну… то есть, наверно, я… (23)Я в прошлом году нечаянно свой вертолёт ей в огород пустил. (24)И полез за ним… (25)И там нечаянно два огурца сорвал… 
 — (26)А она нечаянно тебе уши надрала, – обрадованно добавил Стасик. 
 — (27)Нет, не успела, я от неё убежал… 
 — (28)Понятно, почему она кричит, – задумчиво сказала Вика. 
 — (29)Теперь к ней не сунешься, – сказал Борька. 
 (30)Серёжка молчал. (31)Он обдумывал. (32)И все тоже замолчали, вопросительно глядя на него. 
 — (33)А может, попробуем? – спросил Серёжка. – (34)Трудно, конечно… (35)А вдруг получится? 
 (36) Решили попробовать. 
 (37) Бабка Наташа жила в угловом домике. (38)Домишко был старый, осевший в землю одним углом. (39)Словно кто-то сверху стукнул его кулаком по краю. 
 (40) Калитка тоже была старая. (41)Она оказалась запертой, но Борька просунул в щель руку и отодвинул засов. 
 (42)По двору ходили куры и петух Гарька. (43)Из фанерного ящика выкатился толстопузый Родька, тявкнул и помчался к разведчикам, виляя хвостиком, похожим на указательный палец. (44)В углу двора из ветхого сарайчика появилась бабка Наташа. 
 (45)Бабка была ещё крепкая. (46)Высокая, худая и сутулая. (47)Она колюче глянула на ребят из-под клочкастых бровей, и Стасик торопливо посмотрел назад: открыта ли калитка. 
 — (48)3драсте… – сказал Борька. – (49)Мы к вам, бабушка, по делу пришли. 
 — (50)И никаких дел нету! (51)Хулиганство одно, – неприступно отвечала бабка Наташа, зачем-то подбирая с земли хворостину, похожую на гигантский крысиный хвост. 
 — (52)Мы к вам по хорошему делу пришли. (53)Починить что-нибудь, если надо, помочь где-нибудь, – твёрдо сказлл Борька. 
 — (54)11 чего это мне помогать… – неуверенно сказала бабка. 
 — (55)Мало ли чего! – перешёл в наступление Борька. – (56)Забор починить или крыльцо… (57)Или вон дверь на сарае! (58)Ну, что за дверь! 

 — (59)Чихнёшь – и отпадёт, – сказал Стасик. 
 (60)Дверь и правда была никудышная. (61)Три кое-как сбитых доски висели на одной петле. 
 — (62)Мы бы вам такую дверь отгрохали, – мечтательно сказал Стасик. 
 — (63)«Отгрохали», – опасливо повторила бабка. – (64)Ещё стянете чего-нибудь из саряя-то. 
 (65) Братья Дорины оскорблённо вскинули головы. 
 (66) Бабка смотрела то на ребят, то на дверь. (67)Дорины с обиженным видом ждали. (68)Родька опять вылез из ящика и тявкал. 
 — (69)А… почём возьмёте-то? – поинтересовалась бабка Наташа. 
 — (70)Да что вы, бабушка! – хором сказали братья. 
 (71 )Дверь делали у себя во дворе. (72)Доски для неё собрали старые, разные, но Борька прошёлся по ним фуганком, опилил концы, и они заблестели – одна к одной. (73)Потом их сбили двумя поперечными брусьями. (74)Стасик притащил из своих запасов две тяжёлые дверные петли и щеколду. (75)Серёжка у себя в чулане оторвал от старого сундука медную ручку. (76)Вика отыскала полбанки оранжевой краски, которой покрывают деревянные полы. (77)Краска осталась от ремонта дома. 
 (78)Они унесли готовую дверь в бабкин двор, приладили к сараю и взялись за кисти. (79)Через полчаса дверь снаружи полыхала оранжевым пламенем. (80)Сияла на солнце. (81)Бабка Наташа тоже сияла. (82)Вся её суровость растаяла, как эскимо на солнцепёке. 
 (По В. П. Крапивину*) 
 * Крапивин Владислав Петрович (1938 — 2020) – советский и российский детский писатель.
 

Пример сочинения 9.1:

Известный писатель Самуил Яковлевич Маршак  считал: «Иногда поэту (писателю) может как нельзя более пригодиться слово, выхваченное из живой разговорной речи». Данное высказывание я считаю справедливым, так как создатели художественных произведений нередко обращаются к разговорным и просторечным словам. Это необходимо для того, чтобы лучше раскрыть образы героев, дать им характеристику, а также показать особенности их жизненного уклада, быта. Приведу примеры из текста В. П. Крапивина.

В тексте ребята решают совершить какое-нибудь доброе дело и вспоминают о бабушке, которая живет одна. Но бабка Наташа злилась на них, ведь в прошлом году  один из мальчишек залез к ней в огород и сорвал огурцы. В предложении 29 Борька говорит: «Теперь к ней не сунешься». Использование разговорного слова «не сунешься» помогает понять нам, насколько они разозлили тогда бабушку своим поведением.

Ребята все же решили пойти к бабке Наташе и предложить свою помощь. В предложении 62 Стасик употребляет слово «отгрохали», тем самым обещая, что они сделают хорошую, надежную дверь. Так ребята хотели сделать доброе дело, чтобы изменить плохое мнение о себе.

Таким образом, действительно, в художественном произведении писатели часто используют просторечную или разговорную лексику для лучшего раскрытия образов, для придания выразительности и яркости тексту.  

Пример сочинения 9.2 по данному тексту