Задание 9.1 ОГЭ:
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания поэта Андрея Белого: «Главная задача речи – творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н. Жукова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Текст для сочинения:
(1)У девочки есть город, а в городе есть фонтан. (2)Он не простой, этот фонтан. (3)Он цветной и музыкальный.
(4)В этом городе живут дедушка и бабушка девочки. (5) Выйдя из поезда, девочка сразу спрашивает, работает ли фонтан. (6)”Да, работает!” – говорят ей. (7)И она, едва присев за стол с дороги, бежит в центр, вверх по прямой пешеходной улице.
(8)Фонтан работает! (9) Сейчас из середины просто бьют несколько струй. (10)Но это ничего не значит, то есть как раз это значит, что фонтан исправен. (11)А разные умные слова о режимах работы фонтана девочка слышала тут же, когда на скамье рядом сидели, видимо, специалисты. (12)Они говорили про какую-то сверхзакалку титана, из которого сделаны форсунки, о наборах программ для электронной машины, управляющей автоматическими сменами воды, и цвета, и света, и словно специально находили слова, чтобы отпугнуть очарование фонтаном. (13)Но вот специалисты сказали, что подобного фонтана нет нигде, он такой единственный, и девочка все им простила. (14) Это уж она и сама знала, что такого больше нет. (15) Даже на знаменитой своими фонтанами выставке в большом городе, где она теперь живет.
(16) Девочка облегченно вздыхает и обходит фонтан вокруг. (17) Главное будет вечером, поэтому пора возвращаться.
(18) Дома, рассказывая бабушке и дедушке о школьных делах, она все время посматривает на часы. (19) Вот уже и вечер. (20) Девочка говорит, что идет к фонтану, одевается и выходит. (21) Она ко всем, к кому просили зайти мама с папой, зайдет. (22) Но это завтра. (23) А сегодняшний вечер только ее.
(24) Какой славный ветер шумит в деревьях! (25) Ветер вовсе не холодный, в нем тепло, скопленное где-то за городом, в сухом хвойном лесу или в поле. (26) Ветер спелся с ветками деревьев, они покачиваются по команде его порывов. (27) Ветки ниже высоких неподвижных фонарей. (28) Тень от деревьев ходит по мостовой, и вся улица танцует, как будто качаясь на волнах. (29) В далеком просвете улицы, как свет в конце тоннеля, появляется разноцветное слабое сияние – работает фонтан. (30) Уже и музыка слышна.
(31) У фонтана всегда есть место. (32)Не на одной скамье, так на другой. (33) Девочка устроилась, запахнула пальто и замерла.
(34) Вот смолкает ровный шорох орошения, струи приседают, прожектора пригасают, и вступает музыка. (35) Из центральной стойки, из середины, взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, озаряя окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (36) Вокруг нее, чуть склонившись, вырываются еще четыре струи. (37)В них есть что-то материнское, прикрывающее. (38) По всей окружности возникают прямоструйные завесы. (39) Когда они взмывают ввысь, получается живая стена, а когда опускаются, становятся похожими на колосья. (40)То ли они, набирая и отпуская воду, командуют музыке, то ли, наоборот, она, зная силу напора, своей волей меняет их рост и окраску. (41)Тут добавляются еще струи, они закрывают расстояние от центра до краев, и все это пространство заполняется невиданными огромными цветами из воды. (42) Это гигантские колокольчики, развернутые в небо. (43) Их лепестки как стеклянные.
(44) Вот возникли в торжественном согласном шуме еще не появлявшиеся боковые бесчисленные струи, они бьют навстречу друг другу с такой силой, что образуют над всем фонтаном прозрачный, искрящийся разноцветными блестками шатер.
(45) Запомнить бы только вот эти каскады, когда вода, теряя силу и обрываясь, вдруг подпирается снизу, и снова насильственно возносится, и вновь пытается упасть. (46) Запомнить вот этот порыв ветра, когда он клонит и треплет заросли воды, а нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой… (47) Вот музыка притихает, чувствуя себя здесь не главной, то есть как раз музыка здесь главная, но музыка воды, а звучащая по радио – только сопровождение… (48) И вот музыка затихает, а нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (49) И вся вода, поднимаемая, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот-вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
(50) Девочка думает: “Как хорошо, что ни в фонтане, ни около него нет скульптур, ведь главное в нем красота воды!”
(51) Но вот фонтан выключен. (52) Его обслуживают двое: электрик-механик и дворничиха. (53) Дворничиха давно на пенсии, но еще работает. (54) И очень любит свою работу. (55) Она могла бы прийти с утра, но хочет убрать именно сейчас, чтобы те, кто рано утром будет идти мимо на работу или еще по каким делам, видели, как чисто вокруг фонтана. (56) Кругом полно разного мелкого мусора, который почему-то брошен не в урны, но она не сердится. (57) Ведь когда-то же поймут, что дело не только в уважении к труду. (58) Дело в красоте.
Пример сочинения 9.1:
Известный поэт Андрей Белый считал: «Главная задача речи – творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей». Действительно, в нашей речи мы можем использовать различные средства художественной выразительности для создания любого образа, для яркого представления того или иного явления, чтобы оно запомнилось человеку, оставило след в его душе. Приведу примеры из текста В. Н. Крупина.
Автор замечательно описывает цветной музыкальный фонтан. Он не просто говорит нам про цвета и струю воды, а использует различные тропы. К примеру, в предложении 35 употребляются метафоры: струя воды “разлохмачивая верхушку”, “озаряя окрестность белой кипящей кроной”, благодаря которым мы представляем всю красоту воды, ее мощь, величие.
В предложениях 26, 28 используются олицетворения: “ветер спелся с ветками деревьев”, “вся улица танцует”. Данные тропы помогают читателю окунуться в ту атмосферу гармонии, царящую в природе. Так как автор использовал большое количество тропов, прочтение текста надолго останется в моей памяти.
Таким образом, поэт Андрей Белый был абсолютно прав: наша речь способна творить разные образы и оставлять след от их великолепия в нашей душе.