Текст для сочинения:
(1) Костер для охотника – словно финишная полоса, словно высшая точка в отсчете, заработанная, выстраданная охотничьим днем, каждый час которого можно припомнить до мелочей, каждое мгновение которого прожито наедине с природой. (2) И вот под легкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем. (3) Охотничий костер! (4) Ты спаситель и лекарь охотничьей души.
(5) Из времен самых первых, причем еще безружейных охот неизменно в памяти всплывает мой первый охотничий костер. (6) Тогда все было особенным, особенным был тогда и костер на привале, который впервые доверили развести мне. (7) Кто-то, не охотник, скажет, что в этом нет ничего необычного. (8) Но охотник, несомненно, поймет! (9) Самостоятельный костер был самым значимым для меня эпизодом той охоты.
(10) Была середина короткого зимнего дня. (11) После сильной пурги лес был завален снегом, и мы вчетвером долго искали место для своего привала. (12) Постоянно сходили с лыж и измеряли ногами глубину снега, ведь снег-то нужно было откинуть до самой земли, вновь вставали на лыжи и шли дальше. (13) Запомнился тогда крепкий, обжигающий лицо морозец, спасением от которого был только жаркий костер.
(14) Там, где речка делала крутой изгиб и уходила влево, у самого берега рос густой ельник, не позволивший здесь сильно залечь снегам. (15) Мы наконец-то определились с местом костровища. (16) Охотники, уходя дальше по проторенной лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием. (17) Зная всю важность поставленной передо мной задачи, я очень старательно принялся за дело. (18) Развести костер в заснеженном, наглухо промерзшем лесу было делом весьма непростым. (19) Сегодня я пытаюсь вспомнить, сколько мне было тогда лет. (20) Кажется, не больше двенадцати.
(21) В моем распоряжении были топорик и коробок спичек. (22) Ах, тот первый самостоятельный охотничий костер! (23) Это совсем не то, что где-нибудь в обычной обстановке, к примеру, на дружеском пикнике. (24) Конечно, теперь, когда за моими плечами сотни километров охотничьих троп, задача развести зимний костер мне кажется наивной. (25) Но тогда эта проблема выглядела отнюдь не простой. (26) Я с усердием обламывал для растопа сухие еловые ветки, подбираясь к самым стволам молодых деревьев, осыпая на себя снег, и треск ломающихся сучьев на крепком морозе был слышен далеко от меня. (27) Я быстро набрал ворох растопа, свалил несколько молодых елей, иссохших на корню, нарубил из них добротную кучку дровец, уже хорошо зная о том, как споро съедает на морозе огонь дровишки, и принялся разводить костер.
(28) Сухой еловый растоп, сдобренный полусвернутым вымороженным обрывком березовой коры, отысканной мной при подготовке костровища, быстро занялся огоньком, мгновенно выправив пламя, отогнав от себя было появившийся сизоватый дымок. (29) Моей самой главной задачей было не упустить пламя и вовремя подкладывать дровишки так, чтобы они занялись огнем. (30) Пара-тройка объятых огнем дровец уже обещала, что костер не погаснет, и оставалось только подкладывать дрова. (31) Почему-то запомнил пару желтоголовых корольков, совсем не боявшихся меня и порхавших в еловых лапах елей прямо над моей головой. (32) Запомнил, наверное, потому, что больше никого живого вокруг меня и не было.
(33) Угодил я тогда костру: огненные всполохи, потрескивая на ельнике, быстро набирали силу, и мне не оставалось ничего другого, как продолжать заготовку дров. (34) Тепло костра быстро оплавляло снеговые бока костровища, а я, пробираясь по снегу выше колен, по-прежнему старательно добывал пропитание для своего самостоятельно рожденного охотничьего костра.
(35) Когда вернулись охотники, то мой «обжитый» костерок уже во всю ширь дышал теплом, при этом нагнав добрую кучу углей. (36) Хорошо было сидеть у костерка, уплетая за обе щеки зарумянившееся и оплавившееся от огня сало вприкуску с печеным хлебом, памятуя о том, что все это, в общем-то, простое, нехитрое охотничье счастье подарил тебе и твоим товарищам костер, разожженный тобой.
(37) Великое дело – охотничий костер! (38) Именно он дает мгновенное единение охоты и домашнего очага. (39) Именно костер на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта. (40) Да, именно тогда, после того первого костра, у меня навсегда пропал страх лесного одиночества, страх, с которым охотником не по пути.
(41) Тот самый первый мой охотничий костер кажется мне неким сном, ясным и чистым. (42) Мы тогда долго, до самой густой темноты просидели у костра. (43) Слышали, как в морозной тишине хрустели деревья и как тоскливо и заунывно-устрашающе в глубине леса ухал филин. (44) Ночь спутывала лес, а нам вовсе не хотелось уходить. (45) Уже по ночному лесу под россыпью звезд мы шли по лыжне, оставив в зимнем лесу догорающий костер.
(46) Прошло много лет, и не одно пламя охотничьего костра было рождено моими руками, но тот первый, разведенный в прибрежном ельнике у лесной речки, до сих пор в моей памяти. (47) И почему мне вспоминается тот давний костер моей охотничьей юности, а не какой-нибудь другой? (48) Я знаю почему. (49) Именно с первого костра легла на мои плечи ответственность перед своим делом, перед товарищами. (50) Тогда я хорошо усвоил, как ценны плечо друга и взаимопомощь. (51) Многое дал мне тот первый костер! (52) И вот словно все годы живу в его ярком негасимом свете, в свете любви к лесу, к тому скрытому и дорогому уголку земли мещёрской, где разжёг для товарищей первый костер.
(По О. Д. Трушину*)
*Олег Дмитриевич Трушин (род. в 1969 г.) – российский писатель
Пример сочинения 9.2:
“Многое дал мне тот первый костер!” – смысл этого высказывания из текста О. Д. Трушина я понимаю так: первый в жизни костер, который разжег двенадцатилетний рассказчик, научил его ответственности перед людьми, перед делом, именно тогда он усвоил, что такое взаимопомощь и дружба. Докажу свою точку зрения примерами из текста.
В предложениях 22-29 мы видим, как рассказчик старательно разводил костер. Он усердно обламывал сухие ветки, вовремя подкладывал дрова… Герой ответственно подошел к выполнению поставленной перед ним задачи.
В предложениях 49-52 сказано, что рассказчик помнит эти моменты, несмотря на то, что прошло много лет. А все потому, что именно тогда он узнал, что такое ответственность перед товарищами, перед каким-либо действием.
Таким образом, воспоминания о первом костре до сих пор живы в памяти героя, так как это научило его взаимопомощи, взаимоподдержке и ответственности.