Сочинение 9.3 «Что такое ВНУТРЕННЯЯ КРАСОТА?»

Текст для сочинения:

(1)С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, как он засмотрелся на красоту вечерней зари, он стал всматриваться в самого себя. (2) Красота – это глубоко человеческое, это радость нашей жизни.

(3) Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в мириадах капель утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника.  (4) Увидел и, изумленный, пошел по земле, создавая новую красоту. (5) Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоем сердце расцветет благородство.

(6) Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи. (7) Услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. (8) Умей и ты слушать эту музыку. (9) Дорожи красотой, береги ее.

(10) Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. (11) Но внешняя красота – это не только совершенство тела, не только здоровье. (12) Это внутренняя одухотворенность: это богатый мир мыслей и чувств, нравственное достоинство, уважение к людям и к себе, скромность. (13) Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. (14) Внутренняя красота отражается на внешнем облике.

(15) Нет ничего зазорного в том, что человек стремится быть красивым, хочет выглядеть красивым. (16) Но, мне кажется, надо иметь моральное право на это желание. (17) Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. (18) Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчеркивает в нем что-то хорошее, свойственное его личности. (19) При этом его внешний облик словно озарен внутренним вдохновением. (20) Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. (21) Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.

(22) Красота – спутник вдохновения. (23) У Олеся Гончара есть прекрасная новелла – «Подсолнечники». (24) В этой новелле рассказывается о скульпторе, которому поручили изваять бюст девушки – мастера высоких урожаев подсолнечника. (25) Лицо девушки поразило мастера некрасивостью, и он не почувствовал вдохновения, поэтому и  отказался от работы. (26) По дороге на станцию ему пришлось ехать мимо поля цветущих подсолнечников, где он снова увидел эту девушку, которая работала, но теперь ее лицо выглядело другим. (27) Оно было воодушевлено чувством красоты труда, во внешних чертах светилась красота внутренняя. (28) «Она красива!» – воскликнул скульптор. (29) В своем воображении он уже лепил черты лица девушки.

(30) Внешняя красота, таким образом, имеет свои внутренние, нравственные истоки. (31) Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица – делает их тонкими, выразительными. (32) Красоту, безусловно, создают и тревога, забота – как говорится, «муки творчества». (33) Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины, так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. (34) И, наоборот, внутренняя пустота придает внешним чертам лица выражение тупого равнодушия, невыразительности.

(35) Если внутреннее, духовное богатство создает человеческую красоту, то бездеятельность, и тем более безнравственная деятельность, эту красоту губит. (36) Когда соприкасаешься со многими молодыми людьми в большом коллективе, то среди ярких, запоминающихся лиц видишь лица, которые ничем не обращают на себя внимание – они мелькают, но не запоминаются, ведь духовная пустота делает безликой внешность человека.

(37) Безнравственная деятельность уродует. (38) Привычка лгать, лицемерить, пустословить постепенно создает блуждающий взгляд: человек избегает прямо смотреть в глаза другим людям; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет ее. (39) Подхалимство, угодничество придают выражение подобострастия не только глазам, лицу: он, дабы угадать мысли начальника, слушает не только ушами, но и  всем телом – руками, ногами, даже спиной, готовой в любую минуту изогнуться то ли в  покорности, то ли в извинении. (40) Зависть, эгоизм, подозрительность – все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придавая ему угрюмость, нелюдимость. (41) Быть самим собой, дорожить своим достоинством – это живая кровь подлинной человеческой красоты.

(42) Идеал человеческой красоты – это вместе с тем и идеал нравственности. (43) Единство физического, нравственного, эстетического совершенства – это и есть  гармония. (44) Нельзя сделать прекрасной нашу жизнь, не сделав прекрасным человека, и одно из самых благородных человеческих чувств – любовь. (45) Вершина общечеловеческой красоты будет достигнута тогда, когда каждый, говоря образно, засверкает своей внутренней красотой. (46) Каждый будет, по словам Максима Горького, как звезда друг перед другом.

(47) Ты – творец собственной духовной красоты. (48) От тебя же зависит и красота людей, живущих с тобой рядом.                                             (По В. А. Сухомлинскому*)

*Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — советский педагог-новатор, детский писатель.

Пример сочинения 9.3 «Что такое внутренняя красота?»

Внутренняя красота — это духовная красота человека, богатство его внутреннего мира, нравственное достоинство, такая красота отражается и на внешнем облике человека. Докажу свою точку зрения примерами из текста В. А. Сухомлинского и своего жизненного опыта.

В предложениях 23-29 идет речь о скульпторе из новеллы О. Гончара «Подсолнечник», которому было поручено изваять бюст девушки — мастера высоких урожаев подсолнечника, но так как ее лицо показалось скульптору некрасивым, он отказался выполнить поручение. Но когда же ваятель увидел эту девушку в работе, то ее лицо было совершенно другим, «оно было воодушевлено чувством красоты труда». Во внешних чертах скульптор увидел внутреннюю красоту.

Облик может быть обманчив. Вспомните произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем главная героиня Наташа Ростова в детстве не была красивой, но благодаря своему жизнелюбию, непосредственности, эмоциональности она всегда приковывала к себе внимание окружающих. Именно внутренняя красота героини так нравилась людям.

Таким образом, внутренняя красота — это духовная красота, богатый мир чувств и мыслей, она отражается и на внешности человека.