Как написать сочинение 15.1

Как написать сочинение 15.1 ОГЭ (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)  по русскому языку





сочинение 15.1 теория:

В задании задании 15.1  ОГЭ вам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Оно должно состоять из 4 частей:

  1. Вступление, в котором сформулирован тезис: цитата+ ее объяснение;
  2. Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
  3. Второй аргумент (пример из текста+комментарий к нему);
  4. Вывод.

Для того чтобы написать такое сочинение, вам нужно разбираться в лингвистике. (Лингвистика (языкознание) — наука, изучающая языки). Вам нужно знать все лингвистические понятия, которые вы изучали в школе,  например, что такое синонимы, омонимы, суффиксы, корни, функции знаков препинания и т.д.

Алгоритм выполнения задания 15.1:

  1. Внимательно прочитайте высказывание о языке, выделите в нем ключевые слова.
  2. Определите, о каких свойствах языка, о каких явлениях идет речь.
  3. Составьте план сочинения (каждый пункт плана — это новый абзац! за несоблюдение абзацного членения текста снимаются баллы):

1.Цитируем высказывание, объясняем его смысл.
2.Приводим 1 пример — аргумент из прочитанного текста.
3. Приводим 2 пример — аргумент из прочитанного текста.
4.Делаем вывод.

4. Запишите цитату, объясните ее смысл:

К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,  чего нельзя было бы передать русским словом» (цитата). Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. (объяснение). Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста (логический переход к следующей части сочинения).

5. Аргументируйте свой тезис примерами из текста (их должно быть 2, нужно не только назвать языковые явления, но и указать их роль в тексте):

Аргумент 1. 
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33)(приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).

Аргумент 2. 

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).

6. Напишите заключение:

Таким образом, …
Итак, ….
В заключение можно сказать, что ….

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

сочинение 15.1 пример:




К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,  чего нельзя было бы передать русским словом».  Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.  Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры из текста. 

Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно раскрыть душевное состояние героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный, при котором образование новых слов происходит при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает писателю выразить симпатию к героине произведения. 

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.   

текст к данному сочинению http://sdam-rus.ru/?page_id=552

Создание сайта