Сочинение 9.3 «Что такое ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ?»

Текст для сочинения:

(1)  Ираида Андреевна входила в класс, как всегда, торопливо-радостная. (2)Стёкла пенсне чуть подрагивали, в них отсвечивало солнце, будто то и дело вспыхивали огоньки. (3)3а секун­ду до её появления в классе бывал такой ералаш, что, казалось, и за полчаса его не успокоить. (4)Но всё менялось, как по волшебству. (5)В раскрытой двери появлялась Ираида Андреевна. (6)На мгновение она задерживалась тут, а в классе уже тишина и порядок. (7)В эти мгновения учительница, седая, статная, казалась особенно величественной, красивой. (8)Наверное, так входят в зрительный зал на театральный спектакль, о котором давно мечтали и о котором давно думали.

(9)0днажды она пришла на урок с двумя десятиклассниками. (10)Эти два высоченных парня принесли и поставили на стол что-то очень тяжёлое. (11)3авёрнутое в чёрный коленкор.

(12)Урок начался как обычно.

— (13)Итак, на чём мы остановились в прошлый раз? (14)Да, мы говорили про оборону Севастополя, в которой участвовал Лев Николаевич Толстой. (15)Кто читал Льва Толстого?

(16)Должно быть, все, кто был в классе, подняли руки. (17)И Костя поднял руку. (18)Он читал «Детство» и «Отрочество», хотел сказать об этом учительнице, но промолчал, потому что и другие молчали, а только подняли руки.

— (19)Опустите руки, — сказала Ираида Андреевна. — (20)У нас в школьном дворе до войны стоял на постаменте бюст Льва Толстого. (21)И знаете, ребята, весной, как только сходил снег, у этого бюста всегда появлялись букетики подснежников и первых фиалок. (22)И осенью ученики всегда приносили сюда яркие цветы. (23)А зимой по традиции украшали памятник зе­лёными ветками сосны.

(24)Костя выглянул в окно, за которым был школьный двор. (25)Он посмотрел так, будто не проходил сотни раз мимо небольшой клумбы. (26)3нал же, что никакого бюста там нет.

— (27)Сахаров, — спросила учительница, — ты что смотришь?

(28)Костя встал:

— Ираида Андреевна, а где теперь этот бюст?

(29)Учительница подошла к столу, на котором темнело что-то, покрытое чёрным коленко­ром. (ЗО)Одним движением Ираида Андреевна сдёрнула чёрное покрывало — сразу Костя не понял, что перед ним. (31)А какая-то девочка даже вскрикнула.

(32)Приглядевшись внимательнее, Костя увидел бюст Льва Толстого. (ЗЗ)Голова была прострелена насквозь. (34)От этого глаза Толстого казались ещё более глубокими; они смотрели на детей из-под густых бровей, точно живые.

(35)И вдруг Костя услышал приглушённо-размеренные удары. (Зб)Будто где-то очень да­леко били тревогу, ударяя в набат с промежутками равными и частыми, а сюда доносилось: тук-тук, тук-тук, тук-тук…

(37) « А я ведь никогда раньше не слышал, как стучит моё сердце», — подумал Костя.

(38) Все в классе молчали. (39)А вентилятор в форточке, казалось, рычал громче, чем всегда.

(40)Ираида Андреевна бережно укутала бюст чёрной материей. (41)Потом стала спиной к доске и провела ладонями по лицу, точно умылась. (42)Учительница говорила негромко, но каждое её слово отдавалось в Косте так же отчётливо, как стук его сердца.

— (43)Да, ребята, это было. (44)Когда фашисты захватили Новгород, они сделали из бюста Льва Толстого мишень. (45)В этом классе, где сейчас сидите вы, учились такие же, как вы, новгородские ребята. (4б)Они ушли в сорок первом году защищать Родину от фашистов. (47)Многих из этих новгородских мальчиков уже нет. (48)Да, их уже нет. (49)Но они завоева­ли победу… (50)Этот бюст недавно нашли во время раскопок. (51)Его передают в музей. (52)Он останется для истории. (53)Он навсегда будет напоминать о варварстве фашистов…

(54)Ираида Андреевна медленно подошла к столу и села. (55)Несколько мгновений она молчала. (5б)Молчал и весь класс.

(По М.С. Ефетову*)

* Марк Семёнович Ефетов (1907-1996) —русский советский писатель и журналист.

Пример сочинения 9.3 «Что такое памятники культуры?»

Памятники культуры — предметы, объекты, которые являются результатом исторического и культурного развития народов. Они представляют особую ценность, так как хранят в себе факты из прошлого, историю. Докажу свою точку зрения примерами из текста Марка Семеновича Ефетова и своего жизненного опыта.

В тексте рассказывается об Ираиде Андреевне, учительнице, которая на урок принесла бюст Льва Толстого. Она поведала ребятам о том, что до войны этот бюст стоял на школьном дворе, а ученики в любое время года не забывали о нем: весной украшали подснежниками и фиалками, осенью — яркими цветами, зимой — зелеными ветками сосны. Но в годы Великой Отечественной войны фашисты сделали из него мишень. Нашли же его только во время раскопок. Этот памятник культуры всегда будет напоминать о варварстве фашистов, о жестоких военных годах.

В моем родном городе Иркутске, как, наверное, и в любом другом городе нашей страны, находится большое количество памятников культуры. Одним из них является памятник Александру III. Этот монумент был установлен в 1908 году. На гранях пьедестала расположены портреты выдающихся исторических деятелей, которые внесли свой вклад в развитие Сибири. Памятник поражает своей красотой, величественностью, он хранит в себе нашу историю, наше прошлое.

Таким образом, памятники культуры — то, что было создано руками человека для сохранения истории. Задача нашего народа — беречь их, ведь знание и уважение прошлого необходимы для построения будущего.