Задание 3 ОГЭ Анализ средств выразительности

задание 3 ОГЭ

 

 

 

задание 3 ОГЭ теория:

Список средств выразительности:

Тропы — слова или обороты речи  в переносном, иносказательном значении:

            ГИПЕРБОЛА — преувеличение («реки крови», «море смеха»).
            ЛИТОТА — преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета пли явления («мальчик с пальчик», «избушка на курьих ножках», «мужичок с ноготок»).
            МЕТАФОРА — скрытое образное сравнение,  перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании  общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…).
           ЭПИТЕТ —  образное определение,  дающее дополнительную художественную характеристику кому-либо или чему-либо («парус одинокий», «роща золотая»), слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества или признаки.
            МЕТОНИМИЯ -замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле («пенящийся бокал» — имеется в виду вино в бокале; «лес шумит» — подразумеваются деревья; и т.п.).
                                  Театр уж полон, ложи блещут;
                                  Партер и кресла, всё кипит…
                                                                       А.С. Пушкин
            СИНЕКДОХА — троп, вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения.
Там стонет человек от рабства и цепей…
 М. Лермонтов
И гордый внук славян, и финн…
А. Пушкин
              ПЕРИФРАЗА —  название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи. («царь птиц» вместо «орел», «царь зверей» — вместо «лев»)
            ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — троп, вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
            СРАВНЕНИЕ –  слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации — другой. Чаще всего употребляются союзы КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, БУДТО («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…).
           АЛЛЕГОРИЯ— конкретное изображение предмета или явления действительности, заменяющее абстрактное понятие или мысль. (Заяц — аллегория трусости, муравей — аллегория трудолюбия)
            ГРОТЕСК  — изображение людей и явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
                                    Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,
                                    Дикие проклятья дорогой изрыгая.
                                    И вижу: сидят людей половины.
                                    О дьявольщина! Где же половина другая?
                                                                     В. Маяковский
            ИРОНИЯ — выражение насмешки или лукавства посредством иносказания. Слово или высказывание обретает в контексте речи смысл, противоположный буквальному значению или отрицающий его, ставящий под сомнение.
                                     Слуга влиятельных господ,
                                     С какой отвагой благородной
                                     Громите речью вы свободной
                                     Всех тех, кому зажали рот.
                                                                         Ф.И. Тютчев
 

задание 3 ОГЭ теория:

Стилистические фигуры —  обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания:     

            АНАФОРА —  повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
                                        Ты и убогая,
                                        Ты и обильная,
                                        Ты и забитая,
                                        Ты и всесильная,
                                        Матушка-Русь!…
                                                                    Н.А. Некрасов
           ЭПИФОРА — стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.
                                     Вот на берег вышли гости,
                                    Царь Салтан зовёт их в  гости…
                                                                         А. С. Пушкин
            АНТИТЕЗА — резко выраженное противопоставление понятий или явлений.
Ты богат, я очень беден;
                                       Ты прозаик, я поэт;
                                       Ты румян, как маков цвет,
                                       Я, как смерть, и тощ и бледен.
                                                                           А.С. Пушкин
              БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
                                       Ночь, улица, фонарь, аптека,
                                       Бессмысленный и тусклый свет.
                                       Живи ещё хоть четверть века —
                                       Всё будет так. Исхода нет.
                                                                       А. Блок
            МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) — избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску:
И волны теснятся, и мчатся назад,
И снова приходят, и о берег бьют…
М. Лермонтов
И скучно и грустно, и некому руку подать…
М.Ю. Лермонтов
            ГРАДАЦИЯ — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
С. Есенин
            ИНВЕРСИЯ   — стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
Преданья старины глубокой
                         А.С. Пушкин  (без инверсии было бы так: преданья глубокой старины)
            ОКСЮМОРОН —  сочетание  контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).
            ПАРАЛЛЕЛИЗМ — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ.
                                    В синем море волны плещут.
                                    В синем небе звезды блещут.
                                                                      А. С. Пушкин
                                     Твой ум глубок, что море.
                                     Твой дух высок, что горы.
                                                                      В. Брюсов
            ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь» П. Г. Антокольский. «Как обходительна! Добра! Мила! Проста!» Грибоедов.  «Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился».Н. Ильина. «С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего». Г. Успенский.)
            ПЕРЕНОС  — несовпадение синтаксического  членения речи и членения на стихи. При переносе синтаксическая пауза внутри стиха или полустишия сильнее, чем в  его конце.
                                 Выходит Пётр. Его глаза
                                 Сияют. Лик его ужасен.
                                 Движенья быстры. Он прекрасен,
                                 Он весь, как божия гроза.
                                                                       А. С. Пушкин
            ЭЛЛИПСИС   —  фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого).
Мы села — в пепел, грады — в прах,
В мечи — серпы и плуги.
В. Жуковский
           РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — одна из стилистических фигур, такое построение речи, главным образом поэтической, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность
           РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ — одна из стилистических фигур, такое построение речи, при котором в форме восклицания утверждается то или иное понятие. Риторическое восклицание звучит эмоционально, с поэтическим воодушевлением и приподнятостью:
Да, так любить, как любит наша кровь
Никто из вас давно не любит!
А. Блок
        РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — одна из стилистических фигур. По форме, будучи обращением, риторическое обращение носит условный характер. Оно сообщает поэтической речи нужную авторскую интонацию: торжественность, патетичность, сердечность, иронию и т. д.:
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов..
М. Лермонтов
         УМОЛЧАНИЕ — невысказанность, недоговоренность. Намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о высказанном.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты!
  И.А. Бунин
          АССОНАНС (ПРИЕМ ЗВУКОПИСИ) —  повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
                                        О весна без конца и без краю —
                                        Без конца и без краю мечта!
                                                                             А. Блок
            АЛЛИТЕРАЦИЯ (ПРИЕМ ЗВУКОПИСИ)   —  повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
                                      Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
                                      Величавый возглас волн.
                                      Близко буря. В берег бьется
                                      Чуждый чарам черный челн…
                                                                        К. Бальмонт